Гимназия "ДАР" » Кулицкая О.В. » МОЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

МОЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Автор: adminDAR от 13-01-2014, 16:12
 (голосов: 0)

 

МОЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Кулицкая О. В.

НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия»                                               

г. Ульяновск

 

                                           «Важнейшая движущая сила обучения  - интерес»

                                                                                                                                                                                                                                                        Платон

       Труд педагога - это творческая деятельность. Учитель должен постоянно реагировать на все изменения "предлагаемых обстоятельств", как артист в театре. Главная задача его - создать условия для эффективного обучения учеников, для наиболее полного восприятия ими материала урока, его присвоение и использования на практике. Для этого нужно добиться заинтересованности учащихся, то есть мотивировать их на учебу. Какими же приемами может пользоваться педагог?

    Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение нестандартных уроков. Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Задания, которые получают младшие школьники на этих уроках (заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить доклад, провести экскурсию и другие), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляющее и постоянно развивают их речь. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала.

   Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы.

 

1. Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс и другие.

2. Уроки, напоминающие публичные формы общения: интервью, аукцион, конференция, телепередача и другие.

3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: магазин, музей и т.д.

4. Уроки-путешествия.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки. Такой вид нетрадиционного урока лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам.

6. Интегрированные уроки.

 

   Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

   В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы  игры.  Игра,  являясь основным видом деятельности дошкольника,  продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности  младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. В начальном обучении широко распространены дидактические или обучающие  игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

       Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

 Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.

   Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе  пассивную роль и  начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности. Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Примером может служить работа в группах. Здесь общее задание делится между членами микро групп. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются.  Это школа обучения каждого каждым.  Деление класса на группы помогает организовать  взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке чисто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в  зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы.

  Современный  урок  невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

 

  • создание презентаций к уроку;
  • работа с ресурсами Интернета;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.
  • работа на интерактивной доске;

 

Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

Добавить статью в закладки:



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Наш адрес: 432044, г.Ульяновск, ул.Кольцевая, д.3А
телефон:(8422) 36-46-86, 36-46-87 / факс: (8422) 36-46-86

 

Уважаемые Посетители, Вы
просматриваете сайт
Симбирской гимназии "ДАР".

Copyright © 2011 Симбирская гимназия "ДАР" Все права защащены.