Гимназия "ДАР" » psiholog » Игровые коррекционные технологии

Игровые коррекционные технологии

Автор: Чернокрылова У.Д. от 24-01-2012, 08:56
 (голосов: 3)

Успешный, активно стремящийся к позитивным жизненным целям человек – это прежде всего человек творческий, открытый, жизнерадостный, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном
развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не всегда легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро меняющимся условиям жизни. Развитие в отличие от изменения предполагает постоянное стремление к позитивным целям, определяющей последовательное накопление человеком позитивных навыков, умений в процессе обучения и воспитания.

Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования  личности интеллектуальной, высококультурной, гуманной, социально активной, способной делать правильный выбор в жизни.

Таким образом, для организации психологической поддержки в качестве цели развития можно принять успешное выполнение человеком своих жизненных задач,  т.е. максимально полную реализацию своих возможностей и способностей.

Если говорить о психологических предпосылках  благоприятного личностного развития, складывающихся в детстве, то основу благоприятного психического  развития ребенка составляет создание комфортной психологической атмосферы, понимаемой как учет ведущих потребностей ребенка.

Ведущая деятельность дошкольника – это игра, которая является источником развития личности и создает зону ближайшего развития. Ценность игры в психолого-педагогическом аспекте очевидна. Выходом из этой ситуации является  включение игры в образовательный процесс через организацию специальных игровых занятий, которые бы позволили реализовать развивающие ресурсы игровой деятельности, необходимые для формирования у детей творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые обеспечат успешность развития школьника. Однако, бессистемное использование игровых развивающих технологий  не принесет положительного результата. Следовательно, необходим специальный отбор игровых развивающих технологий, использование их в определенной последовательности с учетом содержания и развивающей ценности.

Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Большими коррекционными и развивающими возможностями обладает и метод арттерапии.

Что нужно для игры?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.


Игрушек небольшой набор

Возьмем в игру…Подобно Богу

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.


Грабенко Т.Н.


Родители и педагоги постоянно ставят перед ребенком массу запретов и правил, которые вызывают часто негативные переживания, психическое напряжение, формируют неуверенность у застенчивых, нерешительных детей. Арттерапия  дает возможность ребенку позитивно снять психическое напряжение, избавиться от страхов и неуверенности, развить творческие способности, повысить самооценку. Арттерапия позволяет гармонизировать развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков у детей. 

Цель программы:

- гармонизация развития личности ребенка,

- развитие интереса к процессу обучения,

- преодоление у детей скованности, неуверенности,

- преодоление нарушений общения, агрессивности,

- развитие позитивной самооценки ребенка,

- коррекция нарушений эмоциональной сферы.

Содержание программы:

1 блок. Интеллектуальные тренинги

Содержание занятий направлено на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коррекцию навыков чтения, развитие тонкой моторики руки.

2 блок. Психогимнастика.

Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка через организацию специальных занятий ( этюдов, упражнений и игр)

3 блок. Арттерапия.

Моделирование и выражение отношения ребенка к окружающей действительности через творческое самовыражение.

4 блок. Игротерапия.

Организация специальных упражнений и заданий на разыгрывание различных ситуаций общения и самореализации ребенка  в форме игры (сюжетной, театрализованной, подвижной или дидактической).

5 блок. Психолого – педагогическое сопровождение «трудных» детей.

Организация занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года в каждом классе. Продолжительность занятий зависит от возраста детей. Для детей 4 – 5 лет -15 – 20 минут, для детей 6 – 7 лет – 30 минут, для младших школьников – 40 – 45 минут. В месяц проводится примерно 4 комплексных развивающих занятия с использованием методов игротерапии, арттерапии, психогимнастики, методов ТРИЗ и РТВ (развития творческого воображения – креативности).

Ежедневно проводятся занятия с дошкольниками и младшими школьниками, направленные на коррекцию познавательной и эмоциональной сферы, нарушений личностного развития с использованием метода арттерапии, песочной терапии, игротерапии, психогимнастики в соответствии с задачами индивидуальной развивающей программы.

Одной из задач образовательного процесса гимназии «Дар» является создание  атмосферы психологического комфорта, являющейся основой развития педагогики сотрудничества и формирования творческой личности. Это требует от педагогов и психолога все большего внимания к внутреннему миру ребенка, внимания к его проблемам, интересам, возможностям, все большей заботы о его психическом здоровье.

Успех учебной деятельности и развитие мотивов учения во многом определяется эмоциональным благополучием ребенка в школе. Известно, что эмоции воздействуют  на все компоненты познания: ощущение,восприятие, память, мышление и воображение. Хорошее настроение улучшает запоминание, способствует улучшению качества мышления, увеличивает учебную мотивацию. Развитие волевых процессов также связано с эмоциями. Способность к волевому усилию снижена у детей, находящихся в угнетенном состоянии,  а эмоциональная привлекательность цели облегчает выполнение ребенком интеллектуальной задачи.

Мы создаем условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие младших школьников:

  1. Создание в гимназии атмосферы радости обучения и общения.
  2.  Положительная оценка учебной деятельности ребенка, поддержка со стороны учителя и родителей. Оценивание деятельности первоклассников осуществляется через ежедневное отслеживание успехов ученика в разных видах учебной деятельности на индивидуальных стендах «Успехограда»
  3. Ежедневное отслеживание эмоций детей через оформление «Экрана настроения», где дети самостоятельно отмечают с помощью специальной цветовой символики особенности своего настроения в течение учебного дня, что позволяет учителю и психологу фиксировать изменения эмоционального фона у первоклассников.
  4. Использование методов арттерапии в содержании еженедельных развивающих занятий психолога с детьми.
  5. Использование психогимнастических  и коммуникативных игр.

      6. Обучение конструктивным способам разрешения трудных жизненных ситуаций, формирование навыков саморегуляции.


7. Формирование у детей «эмоциональной грамотности» через предъявление специальных заданий, игр, обучающих детей распознаванию эмоциональных состояний, обучение умению принимать во внимание чувства, настроение  другого человека.

 

Материал подготовила психолог гимназии Чернокрылова Ульяна Дмитриевна.



 

Добавить статью в закладки:



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Наш адрес: 432044, г.Ульяновск, ул.Кольцевая, д.3А
телефон:(8422) 36-46-86, 36-46-87 / факс: (8422) 36-46-86

 

Уважаемые Посетители, Вы
просматриваете сайт
Симбирской гимназии "ДАР".

Copyright © 2011 Симбирская гимназия "ДАР" Все права защащены.