Гимназия "ДАР" » psiholog » О стилях семейного воспитания

О стилях семейного воспитания

Автор: Чернокрылова У.Д. от 16-11-2011, 13:52
 (голосов: 4)

Сегодня мы поговорим о стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование характера ребенка. Стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Рассмотрим  наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания.

В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие  им  социально-психологические типы личности ребенка.

1.Попустительский стиль.

Отсутствие заботы о детях, непоследовательное применение наказаний и поощрений, непоследовательность в проявлении чувств к ребенку,  требование от ребенка формального соблюдения требований, необходимость и значение которых не объясняется. Отношение к познавательной деятельности ребенка равнодушное, нет стремления активно развивать ребенка. Ребенок предоставлен самому себе, имеет полную свободу самостоятельной деятельности. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения поощрения. В результате такого воспитания формируется конформный тип личности. Ребенок нечестен, хвастлив, отсутствует чуткость к людям,  жаден, требователен только к другим, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, недобросовестность.

2.Доминирующий (состязательный ) стиль

Родители поощряют ребенка к состязанию с другими. Отношение к ребенку с восторгом и гордостью. Стремление ставить ребенка в пример другим детям. Преобладает похвала и поощрение. В результате формируется доминирующий тип личности: ребенок хочет отличаться, быть первым, неудачи приносят ему много переживаний, не терпит порицаний и критики, старается ни в чем не уступать другим, ребенка интересует то, что приносит успех, горделив, с высоким чувством собственного достоинства, самоуверен, высокомерен, активен, иногда преувеличивает собственные возможности.

3. Рассудительный

Родители предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Родители  следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.

В результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности: чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, самостоятелен, непримирим к несправедливости, человеколюбив, фантазер, активен, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива, всегда на стороне своих друзей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре искреннен, ребенок спокойный, внимательный.

4.Предупредительный

Предупреждение всех самостоятельных действий ребенка, ограничение его инициативы. Ребенка никогда не наказывают, только хвалят, предупреждают все его требования и
желания. Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. В результате ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку приводит к тому, что ему прощаются все шалости, господствует вседозволенность.

В результате такого воспитания формируется несамостоятельный  тип личности,  неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушный,  безразличный к трудностям и проблемам других людей, коллектива, беспомощный, осторожный, сдержанный в действиях и словах, исполнительный при условии контроля, пассивный, не уверенный в своих силах, неорганизованный,  безынициативный.

5. Контролирующий

Полное ограничение самостоятельной деятельности, частое применение наказаний, жесткие требовательные отношения с ребенком. Требование от ребенка беспрекословного
подчинения и соблюдения требований. Запрещается рассуждать и высказывать свое несогласие. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно - приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Хвалят и ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. Ребенок – «мишень», на которого в семье сыпятся все шишки.

В результате такого воспитания формируется тревожный тип личности. Ребенку присущи следующие качества: вспыльчивость, подозрительность, осторожность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, тревожность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, робость, застенчивость.

6. Сочувствующий стиль

Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.

В результате такого воспитания формируется интровертированный (замкнутый ) тип личности. Ребенок чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный,
спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.

7. Гармоничный стиль

Он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни. Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок
подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они
хотят ему передать. Постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

АНКЕТА ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О РЕБЁНКЕ

1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?

3.Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?

5.Является ли Ваш ребёнок “кумиром семьи”?

6.Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные “Почему”?

8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

9.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

10.Решаете ли вы с ним его проблемы?

Добавить статью в закладки:



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Наш адрес: 432044, г.Ульяновск, ул.Кольцевая, д.3А
телефон:(8422) 36-46-86, 36-46-87 / факс: (8422) 36-46-86

 

Уважаемые Посетители, Вы
просматриваете сайт
Симбирской гимназии "ДАР".

Copyright © 2011 Симбирская гимназия "ДАР" Все права защащены.
 
 
электромонтажные работы